Офис NFP компании Первый БИТ предоставляет консультационные услуги в области оптимизации бизнес-процессов (включая операционные процессы, процессы планирования, бюджетирования, казначейства, процессы финансового учёта), а также оказывает методологическую поддержку и сопровождение в процессе перехода компании к работе по целевым процессам.
Какую ценность представляет BPM?
Оптимизированные процессы экономят время (на исполнение, коммуникации), избавляют от потерь, уменьшают трудозатраты на исполнение | Регламентация процессов и внесения изменений в них повышает скорость реакции на внешние воздействия (изменения рынка, конкурентной среды, технологий) | Автоматизация и роботизация процессов повышает точность информации, качество и скорость исполняемых процессов |
Что мы делаем?
Анализируем
текущее состояние процессов. В рамках анализа фиксируются требования руководства Компании и владельцев процессов к их целевому состоянию, а также планы руководства по развитию Компании. Анализируются регламенты, существующие в компании, степень цифровизации процессов и функций.
Определяем
неэффективность процессов, которая может заключаться в дублировании одних и тех же функций (исполнения разными ответственными), в отсутствии четкой ответственности, отсутствии контролей, возможности цифровизации (автоматизации, роботизации, имитационном моделировании) процессов, состояние методологической проработки финансовых и учетных процессов.
Классифицируем
роли, ответственных за шаги процесса, распределение процессов по ролям. Для оценки эффективности используются базовые показатели, которые в том числе определяют конкурентоспособность Компании, уровень её процессного управления.
РезультативностьЭкономическая эффективность (доход, объем производства, текучесть кадров). |
СтоимостьХарактеризует величину издержек. Влияет на цену продукции, возможность большего охвата рынка. |
ВремяОпределяет конкурентоспособность компании. Чем меньше срок исполнения, тем быстрее скорость реакции на внешние события. |
КачествоИндивидуальны для каждого процесса. В производстве – процент брака, в продажах – степень удовлетворенности клиентов. |
Предлагаем
- Изменения в процессах, ролях;
- Разработку схем целевых процессов, регламентов их исполнения;
- Календарный план перехода к целевому состоянию процессов;
- Разработку методологических документов;
- Рекомендации по автоматизации на базе решений «1С:Предприятие», роботизации процессов на платформах RPA: PIX и UIPath;
- Автоматизацию, роботизацию процессов, построение имитационных моделей, создание цифровых двойников;
- Построение процедур по непрерывному улучшению процессов.
Как мы это делаем?
На основании нашего опыта и интервью, которые мы проведем с руководством Компании и владельцами бизнес-процессов, мы определим процессы верхнего уровня, а также проблемные области в текущих бизнес-процессах Компании.
Реестр бизнес-процессов будет классифицирован по основным, вспомогательным и процессам управления. |
Вместе с вами мы определим наиболее существенную с точки зрения оптимизации область. Это важно сделать, так как, как правило, перед Компанией не стоит задача «поголовного» реинжиниринга всех процессов.
Может показаться, что основные проблемы встречаются как раз в Основных процессах. И именно им стоит уделить наибольшее внимание. Однако это не так, так как процессы в Компании тесно взаимосвязаны и проблемы обеспечивающих процессов или процессов управления могут не в меньшей степени влиять на общую эффективность.
В проблемной зоне процессов осуществляется детализация, определение областей оптимизации, разработка целевого (TO BE) состояния процессов до 3-го уровня детализации, обсуждение и финализация их с руководством Компании.
На основании группировки целевых, детальных процессов по ролям формируется матрица ответственности. На основании этой информации, а также описания процессов, руководство Компании принимает решение и проводит изменения в организационной структуре.
Разрабатываются регламенты исполнения бизнес-процессов.
Формируются требования к автоматизации, календарные планы по переходу к целевым процессам.
В идеальном варианте, при наличии у руководства Компании намерения постоянно контролировать эффективность процессов, мы разрабатываем и совместно внедряем в Компании процедуры непрерывного совершенствования процессов.
Что требуется от Компании?
Для того, чтобы в Компании успешно были внедрены какие-либо изменения, а это может быть как изменения в процессах, так и внедрение новых технологий, включая автоматизацию/цифровизацию процессов, необходимо:
- Внимание высшего руководства
- Концентрация на ключевых процессах
- Информированность сотрудников и их вовлечение в бизнес-процессы, их изменение
- Обучение сотрудников
- Система мотивации
Инструменты для моделирования и исполнения бизнес-процессов
В настоящее время наиболее часто используются следующие нотации описания бизнес-процессов: BPMN 2.0; EPC; IDEF0.
В качестве инструментов для моделирования бизнес-процессов обычно применяются MS Visio, Business Studio, ARIS.
В качестве практического применения бизнес-процессов в ИТ-решениях хочется отметить Систему проектирования прикладных решений (СППР) от фирмы 1С. СППР предназначена для проектирования прикладных решений (конфигураций) на платформе «1С:Предприятие» и ведения технической документации проекта. В Системе применяется проектирование логической модели разрабатываемой конфигурации с использованием методологии IDEF0. В рамках создания логической модели описываются функции системы и производится их декомпозиция.
Если вам необходимо произвести «оцифровку» ваших процессов, то стоит задуматься о внедрении системы класса BPMS (Business Process Management System). В качестве такой системы может выступать система ELMA. ELMA обладает функциональностью по:
- Моделированию процессов с помощью встроенного Дизайнера;
- Исполнению. Система сама ставит задачи ответственным сотрудникам по моделируемой в редакторе модели, тем самым обеспечивая выполнение бизнес-процессов;
- Контролю. В режиме реального времени руководители могут отслеживать стадии текущего процесса
- Улучшению. Статистика исполнения процессов дает возможность оперативно прорабатывать «узкие места».
Также в качестве BPM Системы можно использовать систему БИТ.BPM от компании «Первый БИТ». Решение построено на платформе «1С:Предприятие 8», что позволяет для компаний, использующих для автоматизации деятельности продукты 1С, управлять процессами прямо из 1С. Решение также отличает:
- Наличие готовых шаблонов процессов;
- Автоматический запуск процессов по любым событиям вашей учетной системы. В БИТ.BPM используется триггер-модуль, который автоматически отлавливает события и запускает бизнес-процессы;
- Настройка процессов без навыков программирования (LOW CODE). Настройка бизнес-процессов реализуется в интуитивно понятном редакторе;
- Открытый исходный код. Если вдруг потребуется изменить исходный код БИТ.BPM, это возможно сделать силами штатного программиста.