Росбанк
Программная роботизация контроля платежей, открытия счетов, формирования ответов на запросы государственных органов
Внедрение RPA в ПАО Росбанк
ПАО Росбанк входит в состав международной финансовой группы Société Générale и включен ЦБ РФ в перечень системно значимых кредитных организаций России.
Контроль входящих и исходящих платежей в рублях и валюте
Задача проекта:
Автоматизация процессов контроля и принятия решения о проведении или отклонении входящих и исходящих платежей в рублях и иностранной валюте.
Решение:
До внедрения роботизации процессы выполнялись сотрудниками вручную: при поступлении заявки на платёж необходимо было собрать информацию из 4 несвязанных систем (БИС, база данных, АБС, документооборот), и, т.к. информация о платеже в каждом ПО различается, и принять решение о проведении или отклонении платежа.
Робот собирает данные из систем и на их основании формирует макет, который является консолидированной информацией о платеже, позволяя сотруднику работать в едином окне данных. Это упрощает процесс принятие решения по проведению или отклонению платежей.
После одобрения/отклонения макета со стороны сотрудника, робот выполняет соответствующие действия с платежом в необходимых системах.
Результаты:
- Полная автоматизация процессов контроля входящих и исходящих платежей в случае, если не происходит частное исключение. Человек привлекается только для решения экспертных задач.
- Скорость обработки запросов роботом в три раза выше, чем оператором.
Наименование показателя | Значение для человека | Значение для робота |
Скорость обработки запросов | 9 минут | 3 минуты |
- Благодаря внедрению робота, удалось полностью освободить 14 человек от выполнения рутинной операции по консолидации информации и контролю платежей.
- Оптимизация бизнес-процессов проведена за счёт их частичного изменения, что стало возможным благодаря исключению человека из процесса: например, сотрудники ранее печатали документы на бумаге для удобства сравнения.
Контроль зарплатных платежей
Задачи проекта:
Автоматизация процесса обработки и утверждения зарплатных платежей.
Решение:
Автоматизация процесса с использованием программного робота RPA. Робот получает список платежей из банковской информационной системы (БИС) и проверяет каждый из них на наличие возможных ошибок. В случае их отсутствия, самостоятельно одобряет проведение платежей. В случае выявления ошибки, робот сигнализирует сотруднику о необходимости обратить внимание на конкретные платежи с целью внести соответствующие корректировки.
Результаты:
- После внедрения, робот заменил одного сотрудника. При этом используется лицензия робота от другого процесса в свободное время (для исключения простоя).
- Скорость обработки запросов роботом выше, чем оператором.
Наименование показателя | Значение для человека | Значение для робота |
Скорость обработки запросов | 45 секунд | 10 секунд |
- Человек привлекается к процессу только для обработки исключений.
Открытие счетов под зарплатные проекты и выпуск карт
Задачи проекта:
- Автоматизация процесса открытия счетов под зарплатные проекты клиентов.
- Автоматизация процесса выпуска зарплатных карт.
Решение:
На входе RPA-робот получает таблицу в формате Excel, которая заполнена на основе данных, полученных от клиентских менеджеров из отделений банков. Робот собирает информацию из документа, далее в ПО Payroll выполняет создание — регистрацию карточек/анкет с данными о клиентах (ФИО, телефон, дата рождения и т.д.).
Процесс заведения заявок на выпуск зарплатных карт аналогичен.
Результаты проекта:
- После внедрения одного робота удалось освободить трех сотрудников с первого процесса и двух сотрудников — со второго.
- Скорость обработки запросов роботом выше, чем оператором.
Наименование показателя | Значение для человека | Значение для робота |
Скорость обработки запросов | 5 минут | 2 минуты |
- Благодаря внедрению роботизации удалось оптимизировать два схожих процесса, которыми ранее занимались разные сотрудники.
Формирование ответов на государственные и судебные запросы
Задачи проекта:
Автоматизация процесса взаимодействия с государственными и судебными органами, присылающими запросы по клиентам банка.
Решение:
Сперва было решение оптимизировать бизнес-процесс в целом: так как заявки от государственных органов на предоставление информации о клиенте (долгам по кредитным картам, потребительским кредитам и овердрафтовым счетам) приходят по разным каналам и в неформализованном виде (форматы документов: word, pdf), оказалось невозможным полностью автоматизировать процесс, исключив участие человека.
В результате робот работает вместе с человеком: RPA-робот обрабатывает входящий поток запросов, на его основании формирует html-макеты, заполняя их основными данными. Затем человек вручную дополняет макет всей необходимой информацией. Получив, данные на вход RPA-робот завершает цикл обработки запроса, самостоятельно формирует ответ на гос. запрос, прикладывая требуемые документы.
В рамках процесса и сбора информации RPA-робот взаимодействует с CompanyMedia, БИС, SAP, почтовыми клиентами, Siebel CRM и Hermes.
По почте, СЭД и банковскому ПО в банк поступают запросы от судов на предоставление информации по долгам клиентов банка (кредитным картам, потребительским кредитам и овердрафтовым счетам) как физических, так и юридических лиц.
RPA-робот обрабатывает входящий поток заявок. На основе полученных из запроса данных формирует выписку по клиенту, выгружая данные из SAP и БИС. После этого робот самостоятельно формирует ответ на запрос, в зависимости от источника.
В качестве альтернативы RPA может предоставлять оператору пакет документов для дальнейшего анализа и ответа на запрос.
Результаты:
- В результате оптимизации процесса по ответу государственным органом и внедрения RPA-робота удалось освободить 13 человек, по процессу формирования ответа судам — 8 человек.
- Сокращено время обработки запросов
Наименование показателя | Значение для сотрудников | Значение для робота с сотрудником |
Скорость обработки запросов от гос. органов | 8 часов с учетом времени ответа 3-их лиц | 2 часа с учетом времени ответа 3-их лиц |
Скорость обработки запросов от судов | 14 минут | 3 минуты |
Контроль платежей, оформленных через ДБО
Задачи проекта:
Автоматизация процесса проверки платежей в рублях и/или иностранной валюте, выполненной клиентом с помощью дистанционного банковского обслуживания.
Решение:
Клиент банка удалённо осуществляет запрос на перевод денежных средств. RPA робот заменяет сотрудника при контроле платежа, проверяя счёт клиента на наличие необходимой суммы, а также удостоверяется, что счёт не заблокирован, не находится в чёрном списке и т.п.
В случае неудовлетворения одного или нескольких критериев робот отправляет запрос в соответствующее подразделение для временной разблокировки счёта или каких-либо уточнений.
Результаты:
- После внедрения 1 RPA-робота получилось освободить 1,7 FTE.
- Сокращено время обработки запросов.
Наименование показателя | Значение для сотрудников | Значение для робота |
Скорость обработки запросов | 3 минуты | 1,2 минуты |
Обработка запросов по платежам закрытых каналов связи
Задачи проекта:
Автоматизация обработки запросов по входящим и исходящим платежам, поступающим по закрытым каналам связи из Банка России или банков-корреспондентов.
Решение:
Через защищенный канал (ЕРЦ система) RPA-роботу поступают сообщения разной категории.
В зависимости от категории сообщений, робот перенаправляет через Outlook сообщения либо клиентским менеджерам, либо в иные подразделения согласно заложенной логике.
Результат:
- После внедрения RPA-робота удалось освободить 2-х человек.
- Сокращено время обработки запросов.
Наименование показателя | Значение для сотрудников | Значение для робота |
Скорость обработки запросов | 3 минуты | 45 секунд |