г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 16

Трудности переходного периода

  • Дата публикации: 30.10.2023

О специфике и проблемах сферы импортозамещения продуктов информационных технологий рассказывает руководитель направления RPA и BI Виктория Бабанкина

Вопреки санкциям отечественный рынок программного обеспечения развивается успешно. Автоматизация и цифровизация бизнес-процессов — одно из главных условий роста любой компании. Управление деятельностью требует чёткой отлаженности и оперативности. В этом помогает специальное программное обеспечение (ПО).

— Виктория, не секрет, что большинство программного обеспечения зарубежного происхождения становится недоступным. Насколько труден переход на отечественный продукт?

—Темпы перехода на российские программы набирают обороты. Особенно остро вопрос встал в 2022 году. Проблема импортозамещения затрагивает как компанию и интегратора, так и самого вендора. На пути перехода стороны сталкиваются с задачами функциональности продукта, пониманием приоритетов миграции, планирования и бюджетирования, поиска квалифицированной команды. В вопросах, которые появились, можно зарыться, если копать глубже…

 В чём заключается основная проблема ухода зарубежных компаний-вендоров с российского рынка?

— Здесь надо понимать, что пользование программным обеспечением предполагает срочную закупку лицензии на год, два, три. У компании близится окончание срока действия лицензии, вендор ПО ушёл, нет возможности продлить действие программ, на которых функционировал весь бизнес. Остановка процессов внутри, остановка производственной деятельности, как итог — простой и финансовые потери. Чтобы решить вопрос, необходимо провести срочное исследование и поиск альтернативы.

— В каком направлении решается вопрос о переходе на российское программное обеспечение?

— Для многих компаний установлены достаточно жёсткие сроки перехода на отечественное ПО — до 2024—2025 года. Мы наблюдаем инициативы Минцифры и указы Правительства РФ об ограничениях закупок или об отказе в использовании иностранного ПО для ряда организаций и о сроках перехода на использование российского ПО, внесенного в Реестр. Ищутся пути выхода в сотрудничестве с российскими вендорами либо, если это крупный холдинг, который имеет сильную команду ИТ, он создаёт собственные подразделения по разработке приложений для импортозамещения, в т. ч. платформу роботизации процессов.

 Если говорить простым языком: что на что мы меняем?

— Сегодня мало кто хотя бы раз не сталкивался с цифровыми технологиями, и при этом каждый привыкает работать на том или ином программном обеспечении, например, ERP, CRM-системы, приложения по работе с документами. Основная задача переходного периода заключается в том, чтобы в новом ПО сохранить специфику работы того, что было в уже привычных программных продуктах. Пользователю должно быть комфортно.

— Зарубежные программы развивались на протяжении десятилетий. Неужели за короткий срок можно создать своё не хуже?

— Мы понимаем, что за рубежом развитие шло на протяжении нескольких лет, имея огромное количество пользователей. Колоссальная обратная связь, которая и формировала и формирует по сей день вектор развития, как итог имеем текущие программные версии. Как подросток, который полон амбиций и энергии, но пока недостаточно жизненного опыта, так и отечественный продуктовый рынок не настолько зрелый и сейчас старается достичь определённой планки зарубежного опыта.

— Насколько важна обратная связь от пользователей при внедрении нового ПО?

— «Отзывы — это завтрак чемпионов» (Кен Бланшар). Да, безусловно важна. Но не менее важно успевать перерабатывать объём информации. Зарубежные технологии развивались последовательно, и обратная информация поступала постепенно в течение длительного времени, происходил естественный рост мощности продукта. Отечественный разработчик получает эту связь сейчас шквально, импульсивно. Поэтому вендор пытается балансировать и формировать стратегию развития продукта, довести его до отличного состояния.

— Готов ли российский рынок к стопроцентному замещению зарубежных аналогов?

— Думаю, можно пока говорить только об удовлетворении базовой потребности, которая есть у бизнеса. Вопросы «красоты», повышенной функциональности и других дополнений остаются на втором плане. Сейчас основной фокус — закрыть минимально-достаточную потребность, чтобы у наших клиентов не рушился бизнес.

— Можно ли говорить о том, что отечественный вендор разработку своего продукта начинает практически с нуля?

— Не сказала бы, любая команда, это, как правило, «выходцы» из проектов по работе с зарубежным ПО, которая решила делать своё. Поэтому разработка, как правило, основывается на полученном зарубежном опыте, по возможности лучшие практики появляются в отечественном продукте. Скорее, тут надо говорить о трудностях миграции от зарубежного продукта к отечественному.

— Например?

— Разный уровень зрелости ПО имеет влияние при переходе. Часто специалисты в работе сталкиваются с тем, что клиент хочет всё и сразу, чтобы продукт соответствовал тому, что у него было до перехода. Возникает вопрос: «Что для компании, которая строилась несколько десятков лет, критично во время перехода?» Важно выстроить дорожную карту. А дальше вопрос выбора, понимания критериев выбора ПО.

— Хватает ли кадров и возможностей для решения столь сложных задач?

— Кадровое голодание есть. Говоря о проектах импортозамещения, мы подразумеваем большие команды со стороны клиента, интегратора, вендора. Теперь задача — перевести на отечественное ПО большую часть компаний одномоментно. Сколько должно быть специалистов со стороны интегратора и вендора, если задачу нужно сделать здесь и сейчас? Казалось бы, просто набрать, нарастить команду, но какой бы ни был сотрудник квалифицированный, всегда остаются затраты на обучение, погружение и адаптацию.

— Команда, которой вы управляете, на что делает акцент в работе?

— На старте проекта мы всегда выполняем анализ существующего решения, так как моя команда знакома со спецификой работы зарубежных гигантов в программной роботизации. Мы можем правильно «прочитать» программный код и подход к решению задачи. При переходе и при вводе в промышленную эксплуатацию мы стараемся сохранить эффективность и скорость работы системы, к которым привык клиент. При этом понимая, что конфигурация зарубежного и отечественного продукта, хоть это и один и тот же сектор, различается, и можно выполнить задачу по-разному. Тут необходим баланс, компромисс между вендором, интегратором и клиентом.

— Наш традиционный вопрос: «В чём заключается ваш секрет успеха?»

— Вовремя понять, что тебе интересно. Знаю это на собственном опыте. По первому образованию я менеджер, работала в сфере подбора и управления кадрами. Постепенно у меня появились свои наработки в области автоматизации и роботизации бизнес-процессов. Стало очень интересно, и вот уже в новом направлении я выросла от разработчика до руководителя направления. Есть огромный интерес увеличивать масштаб технологического стека и наращивать свой опыт.

Источник  Издательский дом ЭраПресс

Получите консультацию от экспертов проектного офиса NFP компании Первый Бит

FAQ: Часто задаваемые вопросы

Какие основные проблемы возникают при переходе на российское программное обеспечение?

Основные проблемы включают поиск альтернатив с аналогичной функциональностью, планирование миграции в сжатые сроки, бюджетные ограничения и нехватку квалифицированных специалистов. Компании сталкиваются с необходимостью срочного перехода при окончании лицензий зарубежного ПО, что может привести к остановке бизнес-процессов и финансовым потерям.

Какие сроки установлены для перехода на отечественное ПО?

Для многих компаний установлены жесткие сроки перехода до 2024-2025 года. Согласно инициативам Минцифры и указам Правительства РФ, организации ограничены в закупках иностранного ПО и должны перейти на российское программное обеспечение, внесенное в соответствующий реестр.

Готов ли российский рынок к полному замещению зарубежных аналогов?

В настоящее время можно говорить только об удовлетворении базовых потребностей бизнеса. Основной фокус сосредоточен на закрытии минимально-достаточной функциональности, чтобы предотвратить сбои в работе компаний. Вопросы расширенной функциональности и дополнительных возможностей пока остаются на втором плане.

С какими трудностями миграции сталкиваются компании?

Основные трудности связаны с разным уровнем зрелости ПО и ожиданиями клиентов, которые хотят получить в отечественном продукте все функции привычных зарубежных аналогов. Важным этапом является выстраивание дорожной карты перехода и определение критически важных для бизнеса функций.

Какие кадровые проблемы существуют в сфере импортозамещения?

Наблюдается кадровое голодание, поскольку требуется одновременный переход большого количества компаний на отечественное ПО. Необходимы значительные ресурсы со стороны клиентов, интеграторов и вендоров. Даже квалифицированные специалисты требуют дополнительного обучения и адаптации к новым продуктам.

Где заказать консультацию по переходу на российское программное обеспечение?

Офис NFP компании Первый Бит предлагает профессиональные консультации по переходу на отечественное программное обеспечение. Наши специалисты проведут анализ существующих решений, разработают дорожную карту миграции и обеспечат плавный переход с сохранением эффективности бизнес-процессов.

Куда обратиться для импортозамещения зарубежных систем автоматизации?

Для импортозамещения зарубежных систем автоматизации рекомендуем обратиться в офис NFP компании Первый Бит. Наша команда имеет опыт работы с зарубежными платформами и специализируется на переходе на российские аналоги, обеспечивая сохранение функциональности и производительности систем.

Где получить помощь в миграции с зарубежного ПО на российские аналоги?

Офис NFP компании Первый Бит предоставляет комплексные услуги по миграции с зарубежного программного обеспечения на российские аналоги. Мы выполняем анализ существующих решений, разрабатываем стратегию перехода и осуществляем внедрение с минимальным disruption для бизнеса.

Курсы и вебинары офиса NFP

Методология управленческого учета и бюджетирования в 1С:Предприятие 8.3 для промышленных предприятий

Методология управленческого учета и бюджетирования в 1С:Предприятие 8.3 для промышленных предприятий

Эксперты офиса NFP компании «Первый Бит» расскажут об основных подходах эффективного построения методологии системно-ориентированной бюджетной модели на примере горнорудного предприятия.

Подробнее
11 Ноябрь 2025
Карта внедрения ИИ для бизнеса: цифровизация в финансах, HR и документообороте без хаоса и лишних затрат

Карта внедрения ИИ для бизнеса: цифровизация в финансах, HR и документообороте без хаоса и лишних затрат

Экспертный вебинар, на котором вы получите универсальную карту внедрения ИИ для ключевых бизнес-направлений, а также практический план запуска интеллектуальной автоматизации в ключевых отделах.

Подробнее
13 Ноябрь 2025
Автоматизация бюджетирования в «1С:Управление холдингом 8» новой версии 3.3: от рутины к управлению эффективностью

Автоматизация бюджетирования в «1С:Управление холдингом 8» новой версии 3.3: от рутины к управлению эффективностью

Экспертный вебинар от специалистов компании Первый БИТ, где будут рассмотрены современные подходы к лимитированию, управлению резервами и автоматизации процессов бюджетирования с учетом новейших возможностей платформы.

Подробнее
25 Ноябрь 2025
Бюджетный контроль в 1С:ERP.УХ 8

Бюджетный контроль в 1С:ERP.УХ 8

Цели курса: изучение возможностей программного продукта «1С:ERP. Управление Холдингом 8» по реализации бизнес-процессов бюджетного контроля, формирование навыков самостоятельной работы в системе и настройке типового функционала, а также знакомство с общими методическими аспектами бюджетного контроля.

Подробнее
27 Ноябрь 2025
Управление закупками в 1С:УХ 8

Управление закупками в 1С:УХ 8

Цели курса: изучение возможностей программного продукта «1С:Управление холдингом» в части бизнес-процессов управления закупками, формирование практических навыков самостоятельной настройки и управления процессами в прикладном решении.

Подробнее
01 Декабрь 2025
Казначейство в 1С:УХ 8

Казначейство в 1С:УХ 8

Цели курса: изучение возможностей программного продукта «1С:Управление холдингом» в части бизнес-процессов казначейства, формирование практических навыков самостоятельной настройки и управления процессами в прикладном решении.

Подробнее
03 Декабрь 2025
Обзор прикладного решения 1С:УХ 8

Обзор прикладного решения 1С:УХ 8

Курс ориентирован в первую очередь на представителей бизнеса, которые хотят получить представление о том, как продукт «1С:Управление холдингом» может помочь в решении задач бизнеса.

Подробнее
08 Декабрь 2025
Бюджетирование в 1С:УХ 8

Бюджетирование в 1С:УХ 8

Цели и задачи: дать слушателям системное представление о возможностях «1С:Управление холдингом» в части функционала, обеспечивающего формирование планов (функциональных и мастер-бюджетов), сбор факта, план-фактный и факторный анализ.

Подробнее
10 Декабрь 2025