- Главная
- Новости NFP
- Три проблемы при автоматизации бюджетирования и как их решить
Три проблемы при автоматизации бюджетирования и как их решить
- Дата публикации: 28.12.2022
Проектный опыт
В данной статье рассмотрим три проблемы внедрения автоматизации бюджетирования на примере российской нефтяной компании, которая осуществляла переход на комплексный программный продукт. Автоматизация бюджетирования предполагала унифицированный подход к формированию и применению модели бюджетирования и управленческого учета для всех сегментов компании. Также одним из ключевых требований заказчика было использование единого процесса подготовки отчетности. Вводные данные для проектной команды, осуществляющей настройку модели в системе, включали: — проектные документы — методика бюджетного управления, проектное решение по калькулированию себестоимости, целевые справочники; — схема взаимосвязей бюджетных форм; — бюджетная модель в формате Excel. Разработанная бюджетная модель компании предполагала более 200 видов отчетов, в основе которой заложен принцип группировки показателей, схожих по предназначению и способу их формирования в бюджетные формы, без учета ответственного ЦФО за ту или иную форму отчета, далее, формы группировались в соответствующие бюджеты. В процессе этапа настройки и функционального тестирования бюджетной модели, а также единого процесса подготовки отчетности, проектная команда столкнулась с трудностями реализации разработанной методологии в системе. Последующий анализ позволил выделить следующие проблемы, усложняющие внедрение автоматизированной системы бюджетирования и переход на комплексный программный продукт: 1. Составление методологии без применения к системе и учета особенностей настройки программного продукта. Ошибка в подходе к разработке и формированию бюджетной модели может создать такие трудности как: — перегруженность бюджетной модели формами; — упущение промежуточных, необходимых для расчета, бюджетных форм; — неоптимальная структура модели; — технически труднореализуемые решения при настройке модели в системе; — отсутствие системных последовательностей выполнения процессов. Для того, чтобы минимизировать риски возникновения подобных ошибок, необходимо: 1.1 На стадии формирования НСИ (целевых справочников) проработать: — целевую организационную структуру, четко определить организационный периметр, уровни формирования и консолидации бюджетов; — заполнение всех необходимых элементов справочников и их реквизитов как со стороны проектной команды, так и со стороны Заказчика. При настройке модели в системе, отсутствие необходимых элементов или реквизитов в справочниках исказит ожидаемый результат при расчетах. 1. 2 Проработать взаимосвязь плановых и фактических данных в части сопоставления аналитик; 1. 3 Тестировать предлагаемые сложные технические решения в системе на стадии разработки методологии; 2. Отсутствие матрицы полномочий в разрезе «Организация – ЦФО – бюджет» (явно не выделены ответственные за формирование бюджета) и формализованного закрепленного порядка формирования отчетности в компании. Данная проблема затруднит реализацию функционала единого процесса подготовки отчетности, который включает автоматический расчет полной бюджетной модели. Для того, чтобы реализовать данный функционал необходимо: 2.1 Со стороны заказчика разработать регламент бюджетного управления, автоматизации бюджетирования, который позволит установить единый порядок выполнения бюджетных процессов в части последовательности процессов, прав и обязанностей участников, периодичность и особенности выполнения бюджетного управления в периметре компании для ЦФО разного уровня. 2.2 Определить этапы формирования бюджетной модели; 2.3 Сгруппировать функциональные бюджеты по их содержанию; 2.4 Определить уровни консолидации бюджетов ЦФО; 2.5 Отразить схематично формирование бюджетной модели, выдержать логику и последовательность формирования бюджетных форм; 2.6 Исключить комбинирование данных в формах (ручной ввод и расчетные данные); 2.7 Исключить двойной пересчет данных. 3. Отсутствие проработанного плана функционального тестирования настроенной модели в системе. Тестирование позволяет определить корректность выполненных настроек в системе и исключить критичные ошибки, затрудняющие работоспособность модели в системе. При отсутствии плана тестирования и участия ключевых пользователей тестировании настраиваемой бюджетной модели возможны следующие риски: — увеличение сроков реализации этапа проекта; — увеличение трудозатрат проектной команды; — на выходе — неработающий функционал и необходимость пересмотра методологии бюджетной модели. Таким образом, для успешного прохождения этапа тестирования необходимо: 3.1 Разработать план функционального тестирования, который будет включать: — сценарии тестирования (предполагается тестирование интеграции со смежными системами, функциональность и работоспособность бюджетных форм, формирование итоговых форм (мастер-бюджетов); — определение организационного периметра; — подготовка реальных данных для тестирования со стороны заказчика; — ввод начальных данных; — актуализация справочников; — процесс подготовки отчетности; — права доступа. 3. 2 Распределить настройку и тестирование модели в системе на этапы с привлечением в процессе настройки ключевых пользователей структурных подразделений для совместного регулярного тестирования.
Автор: Елена Моисеенко, старший консультант отдела цифровой трансформации |
Если вам нужна консультация по вопросам методологии бюджетирования и управленческого учета |
заполните форму и мы свяжемся с вами |
- Рубрика: Новости NFP, Полезные материалы