Почему роботизация не уничтожит, а создаст рабочие места

  • Дата публикации: 21.08.2020

Существует расхожее мнение, что скоро все процессы автоматизируются, и многие люди останутся без работы. Но так ли это на самом деле?

Многие опасения, связанные с сокращением рабочих мест, вызваны повсеместным внедрением RPA (роботизированной автоматизации процессов) и искусственного интеллекта.

Но в истории есть масса примеров, когда распространение технологий не привело к сокращению рабочих мест. Во времена Промышленной революции произошёл переход рабочей силы из сельского хозяйства на фабрики, а затем с фабрик в офисы. Но вдруг в этот раз все будет иначе?

Почему же все-таки автоматизация не приведёт к замене людей роботами? Дело в том, что благодаря технологиям число занятых в одних сферах сократится, но в других возрастёт.

Тогда возникает следующий вопрос: не приведёт ли это к тому, что из-за технологий новые профессии просто не будут появляться?

Это невозможно по двум основным причинам:

  1. новые технологии создают новые потребности;
  2. новые технологии усиливают ожидания при реализации этих потребностей.

Начнём с создания новых потребностей. Ранее никто и не предполагал, что появится потребность в социальных сетях. Тем не менее люди уже не представляют свою жизнь без них. Один только Facebook насчитывает более чем 2.4 триллиона активных пользователей. В результате появилась новая профессия — менеджер социальных сетей. Потребности тесно взаимосвязаны с появлением новых технологий, что, соответственно, влияет на создание рабочих мест.

Теперь рассмотрим, как новые технологии повышают ожидания от реализации потребности.

В 1980-х, чтобы внести и снять деньги с банковского счёта, требовалось прийти в отделение банка и обратиться к оператору. Затем появились банкоматы, которые, по сути, автоматизировали операторов — тогда существовало небезосновательное опасение, что они лишатся работы. Но в итоге большинство из них перешли в отделы клиентского сервиса и стали консультантами. Сокращение некоторых рабочих мест привело к увеличению заработной платы на других. С тех пор процесс обслуживания банковского счёта значительно поменялся: теперь клиенты захотели, чтобы они могли вносить и снимать деньги в любое время и в любом месте. Ожидания потребителей изменились, а банки без банкоматов и клиентского сервиса остались не у дел.

То же самое справедливо и для покупок в интернете: когда возникала потребность в товарах, люди шли за ними в магазин, затем появились каталоги, но с появлением интернета, потребность в походе в магазин отпала. И таких примеров можно привести много. В результате симбиоза двух причин: создания новых потребностей и повышенного ожидания от реализации этих потребностей, — появляются новые рабочие места. Согласно сайту LinkedIn в США между 2012 и 2017 годами число вакансий для дата-сайнтистов увеличилось на 650%.

А по проведённому в 2017 году исследованию Массачусетского технологического института и Бостонского университета, с 1980 до 2007 общий рост числа вакансий обусловлен созданием новых рабочих мест, половина из которых приходится на профессии, не существовавшие ранее.

Итак, из-за слов «робот» и «интеллект» RPA и ИИ так сильно укоренились в сознании, что вызывают куда больше опасений, чем технологии, появившиеся до них. Однако, как и раньше, RPA и ИИ создают рабочие места. Но внедрение этих технологий должно проводиться осторожно, чтобы минимизировать все риски, связанные с переходом, и создать как можно больше возможностей для людей.

 


 

Оригинал статьи читайте на сайте uipath.com.

Наверх