- Главная
- Полезные материалы
- Комплаенс линия как инструмент борьбы с мошенничеством и коррупцией
Комплаенс линия как инструмент борьбы с мошенничеством и коррупцией
- Дата публикации: 22.10.2019
Как мировая практика по защите информаторов, сообщивших о нарушениях в компании, должна учитываться в российской практике в отношении выстраивания Системы Комплаенс линии?
Члены Сената США представили S. 2529, Закон об усовершенствовании программ для осведомителей (WPIA), который защищает корпоративных информаторов, сообщающих о потенциальных мошенничествах с ценными бумагами или торговыми фьючерсами.
Закон также ускоряет обработку заявлений на получение вознаграждений информаторами в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC). Этот законопроект аналогичен Закону о реформе защиты осведомителей от 2019 года (H.R. 2515).
После вынесения Верховным судом решения по делу Digital Realty Trust, Inc. против Сомерса (Paul Somers) осведомитель должен напрямую и первым делом сообщить в SEC о нарушении закона о ценных бумагах или в CFTC о нарушении закона о торговле товарными фьючерсами, чтобы получить право на защиту от преследования в соответствии с Законом Додда-Франка (Dodd-Frank Act).
WPIA реализует намерение Конгресса принять закон Додда-Франка (Dodd-Frank Act), разъяснив, что осведомители, раскрывающие информацию о потенциальных нарушениях федеральных законов о ценных бумагах или о товарных фьючерсах своим работодателям, также защищены от преследования. В соответствии с поправками, внесенными WPIA, раздел 922 (h) Закона Додда-Франка (Dodd-Frank Act) обеспечит более широкую защиту, чем положение о защите информаторов в Законе Сарбейнса-Оксли (SOX), в котором охвачены только сотрудники государственных компаний и их дочерних организаций, филиалов и подрядчиков. Раздел 922 (h) Закона Додда-Франка (Dodd-Frank Act) будет охватывать работников организаций, зарегистрированных в SEC, саморегулируемой организации или государственной комиссии или офисе по ценным бумагам, выполняющего аналогичные функции. Например, измененный раздел 922 (h) будет защищать сотрудников, частных брокеров-дилеров и инвестиционных консультантов, а также сотрудников хедж-фондов, зарегистрированных в SEC (хедж-фонды с регулируемыми активами под управлением, превышающими 100 млн. долларов США).
До прецедента с Digital Realty Trust, Inc. против Сомерса (Paul Somers), подавляющее большинство сотрудников сообщали о нарушениях федеральных законов внутри компаний по внутренним каналам осведомления (согласно ежегодному отчету SEC за 2017 год, около 83 % информаторов, получивших денежные вознаграждения в соответствии с законом Додда-Франка (Dodd-Frank Act), сначала сообщили о нарушениях внутри компании по каналам осведомления и только потом подавали заявление в SEC). Теперь сотрудники, которые обладают информацией о нарушениях замотивированы сразу обращаться в SEC, в том числе по вопросам, связанным с Законом о борьбе с коррупцией за рубежом, FCPA.
Защита осведомителей в Евросоюзе
Во всём мире нарастает борьба с финансовыми махинациями и коррупцией в государственных органах и коммерческих компаниях. В этом году Европарламент утвердил нормы ЕС по защите осведомителей, которые предоставляют информацию властям о нарушениях законов и любых формах коррупции в корпоративной среде. Согласно документу, осведомитель освобождается от контрактных обязательств перед своим работодателем, если он был вынужден их нарушить, чтобы уведомить общественность и власти о нарушении своей компанией законов. В этом случае, осведомитель получит юридический иммунитет от любых форм судебного преследования за нарушение контракта.
Российское законодательство по защите осведомителей
В России аналогичный закон о защите людей, заявивших о коррупции, до сих пор не принят. Законопроект был подготовлен Минтрудом и внесен правительством в Госдуму ещё 2017 году, но был отклонён в 2019 году во втором чтении. На данный момент большинство заявителей в первую очередь хотят оставаться анонимными. Принятие этого закона позволит изменить восприятие людей, которые бы поняли, что нельзя просто так уволить сотрудника или применить к нему санкции.
Что российский бизнес должен подчерпнуть из WPIA
Несмотря на то, что в России закон о защите осведомителей еще не принят, бизнес сообществу необходимо отслеживать тенденции мировой практики в этом направлении. Представленный сенатом США Закон WPIA демонстрирует нам какие ошибки были идентифицированы в установлении коммуникации между коммерческими организации и органами государственной власти, а именно значимость осведомителей в выявлении и предотвращении мошеннических действий и коррупционных схем. Теперь, понимая и подтверждая роль осведомителей, США предпринимает необходимые меры для создания благоприятных и безопасных условий для осведомителей. И это именно то, что уже стоит реализовывать российским компаниям, чтобы идти в ногу с передовой практикой и учиться на чужих ошибках.
Комплаенс линия
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ст.13.3, организации независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности обязаны принимать меры по предупреждению коррупции.
Комплаенс линия – горячая линия, направленная на борьбу с мошенничеством и коррупцией, является одним из инструментов внутреннего контроля, с помощью которого сотрудники и деловые партнеры компании могут сообщить об известных им случаях мошенничества, коррупции и других нарушений. Вместе с тем сотруднику обеспечивается анонимность и конфиденциальность предоставленных данных. Эксперты NFP разрабатывают Систему Комплаенс линии в соответствии с международной практикой и мировыми стандартами, также оказывая услуги аутсорсинга Комплаенс линии, что является передовой практикой для подтверждения анонимности и конфиденциальности.
- Рубрика: Полезные материалы