Как автоматизировать ОДДС косвенным методом в «1С:Управление Холдингом»

  • Дата публикации: 02.04.2019

В новой статье старший консультант NFP Анна Шадрина сравнивает косвенный и прямой метод формирования отчёта по движению денежных средств, а затем поэтапно рассказывает о подготовка отчета на основе косвенного метода.

Международные стандарты финансовой отчетности позволяют предприятиям выбирать метод формирования отчета по движению денежных средств (ОДДС, Cash flow (CF) – косвенный или прямой.

Использование прямого и косвенного методов приводит к одинаковым результатам изменений денежных средств за отчетный период. В отчете, составленном косвенным методом, показывается информация, характеризующая источники финансирования: прибыль до налогообложения, амортизационные отчисления, изменения в оборотных средствах, в том числе образуемых за счет собственного капитала.

Прямой метод составления отчета о движении денежных средств ориентирован на выявление валовых потоков денег как платежных средств. Косвенный метод позволяет анализировать денежные потоки.

Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах. Он позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия и устанавливает взаимосвязь между прибылью до налогообложения и изменениями в активах предприятия за отчетный период.

Анализ движения денежных потоков дает возможность сделать более обоснованные выводы о том, в каком объеме и из каких источников были получены поступившие на предприятия денежные средства и каковы основные направления их использования; способно ли предприятие отвечать по своим текущим обязательствам; достаточно ли собственных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности; чем объясняются расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств и др.

Преимуществом косвенного метода при использовании в оперативном управлении является то, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами. В долгосрочной перспективе косвенный метод позволяет выявить наиболее проблемные «места скопления» замороженных денежных средств и, исходя из этого, разработать пути выхода из сложившейся ситуации.

Информационной основой анализа движения денежных средств косвенным методом является баланс методической основой – балансовый метод анализа, который увязывает притоки и оттоки денежных средств.

Подготовка отчета о движении денежных средств на основе косвенного метода проходит в несколько этапов:

  1. расчет изменений по статьям баланса и определение факторов, влияющих на увеличение или уменьшение денежных средств предприятия;
  2. корректировки для неденежных операций;
  3. объединение полученных данных в отчете о движении денежных средств.

  Этап 1: Расчет изменений в балансе.

Необходимо взять входящие и исходящие остатки отчета о финансовом положении и создать таблицу с тремя строками:

  • 1-я строка — название статьи баланса (например, внеоборотные активы);
  • 2-я строка — исходящий остаток на конец текущего периода;
  • 3-я строка — исходящий остаток на конец прошлого периода (т.е. входящий остаток на начало текущего периода).

Так как каждый баланс имеет 2 части — активы и пассивы (капитал и обязательства) — итоги обеих частей должны быть одинаковыми. Поэтому, когда составляется эта таблица, активы указываются со знаком «+», а капитал и обязательства со знаком «-».

В 4-й строке необходимо вычислить изменения в балансе за текущий период по следующей формуле:

Остаток на начало – Остаток на конец.

В столбце слева приводится отчетная форма CF косвенным методом, структура отчета.

Этап 2: Необходимо «поместить» каждое изменение балансового отчета в отчет о движении денежных средств.

Каждое изменение в балансе также оказывает определенное влияние на отчет о движении денежных средств, а если нет (когда движение в балансе является полностью неденежной операцией), оно будет скорректировано в последующие периоды.

Далее рассматриваются все изменения в балансе и заполняется статья в отчете о движении денежных средств.

Этап 3: Внесение корректировок для неденежных операций.

Типичные неденежные корректировки обычно следующие:

  • расходы на амортизацию;
  • процентные доходы и расходы;
  • расходы от признания и доходы от прекращения признания задолженности;
  • переоценка резервов;
  • курсовые разницы на конец периода;
  • переоценка определенных активов и обязательств на конец периода;
  • бартерные операции;

Как только неденежная операция идентифицирована, необходимо внести корректировку в отчет о движении денежных средств.

Нужно определить:

  • 1) на какие статьи денежных потоков влияет неденежная операция;
  • 2) где — плюс, а где — минус.

Например, возьмем амортизационные расходы.  Амортизация искусственно завысила общую сумму платежей на покупки основных средств. Поэтому мы просто вычитаем ее из инвестиционной деятельности — статья «Приобретение основных средств», если все изменения по балансу ранее были отнесены в инвестиционную деятельность на строку «Приобретение основных средств». Контрольная итоговая сумма по столбцу этой корректировки должна быть равна 0.

Та же самая методология заложена и в формирование CF косвенным методом в «1С:Управление Холдингом». Для формирования CF строится, так называемая матрица. В ней так же раскладываются остатки по балансу на начало и конец периода и анализируются отклонения.

 

Анна Шадрина 

Старший Консультант

Наверх