Павел Бритвин для FD.ru: когда реалии бизнеса диктуют новые подходы к бюджетированию

  • Дата публикации: 14.11.2017

Партнер компании NFP Павел Бритвин рассказывает о подходах к бюджетированию в статье для портала FD.ru

Павел Бритвин, партнер компании NFP

За несколько лет работы в автоматизации финансового планирования мне довелось консультировать компании разного масштаба из многих отраслей. Многие читатели со мной согласятся: реальные знания и опыт приходят вместе с практикой. Встречаются интересные аспекты и сложности, которые нужно решать, а в книжных вариантах такие вопросы не рассмотрены. Расскажу об одном из таких аспектов, о подходе к построению ядра системы бюджетирования — бюджетной модели.

В словосочетании «бюджетная модель» акцент намеренно делаю на «модели», которая состоит из:

  • бюджетных статей (бюджетный классификатор, включает коды статей, статьи, их классификацию и аналитики);
  • бюджетных форм;
  • алгоритмов заполнения бюджетных показателей для плана, факта и актуализации;
  • последовательности расчета бюджетных показателей.

Бюджетная модель прорабатывается в рамках методологии, и задача ее построения модели состоит в том, чтобы в существенных — материальных — аспектах максимально точно повторить поведение элементов финансовой отчетности — активов и обязательств, доходов и расходов. Нематериальные аспекты исключаем из рассмотрения или включаем в модель, но в значительно упрощенном варианте расчета.

Солидная бюджетная модель может состоять из 80–160 отдельных бюджетных форм.

Как правило, завершают бюджетную модель мастер-бюджеты – БДР, БДДС и балансовый лист (последний бюджет опционален и не всегда встречается).

Центральное место в бюджетной модели занимают функциональные бюджеты, нарезать их можно по видам элементов финансовой отчетности и / или функциям компании.

Что находится в начале бюджетной модели? Два подхода к бюджетированию

В академической литературе по бюджетированию встречается описание двух подходов – планирование от плана продаж или от плана производства.

Планирование от плана продаж применяют компаниями, которые ограничены объемом продаж. Они не намерены производить объемы, которые не смогут продать, это, например, дистрибьюторские автомобильные центры.

От плана производства отталкиваются компании, которые потенциально не ограничены (или слабо ограничены) объемом продаж и могут относительно легко реализовать произведенную продукцию, но имеют ограничения и сложности с выполнением производственной программы. Это, например, компании, которые занимаются добычей редких цветных металлов в тяжелых климатических условиях.

Полная версия материала.

Портал FD.ru, 14 ноября 2017

Наверх