Роботизация процессов: как внедрить робота с максимальной выгодой

  • Дата публикации: 13.11.2017

Руководитель направления RPA в компании NFP Максим Яцкевич о том, почему к внедрению роботов в бизнес нужно подходить комплексно

Максим Яцкевич, руководитель направления RPA в компании NFP

Роботизация задач, как известно, существенно ускоряет процессы за счёт автоматизации пользовательских действий. Робот, подобно человеку, может «заходить» практически в любые приложения, браузеры и их формы, не имея требований к интеграции с ними, а значит, сферы применения этой технологии ограничены только фантазией владельцев бизнес-процессов, где планируется роботизация. Роботизировать можно абсолютно любые процессы, начиная от загрузки-выгрузки отчетных файлов, взаимодействия с формой банк-клиента, разбора клиентских заявок и заканчивая сбором данных из ERP- и CRM-систем с их последующим консолидированием и анализом. Каждый раз RPA-архитектор должен решить главную задачу: выбрать методику роботизации и подходящие инструменты.

Как «подружить» RPA с ИТ-системами

В отличие от традиционных компьютерных программ RPA взаимодействует с другими ИТ-системами не через API (Application Programming Interface) или интеграционную шину (Middleware), а через пользовательский интерфейс, имитируя работу человека. Большинство RPA-платформ используют активности, которые «хватаются» за элементы, использую целый ряд методов:
• «хэндлеры»,
• «селекторы»,
• «тэги»,
• относительные «якоря»,
• координаты,
• изображения,
• различные методы поиска текста (в том числе с применением движков OCR),
• цикличные поиски элементов с применением регулярных выражений,
• и даже методы с применением «горячих клавиш».

Все это позволяет в большинстве случаев решить поставленную задачу. Но для некоторых процессов есть более эффективные подходы.

Когда нужен робот с широкими возможностями

Некоторые RPA-студии имеют расширенный функционал, который позволяет работать с приложениями, протоколами или окружениями на уровне интеграции. В практике внедрений нередко встречаются задачи, требующие пакетной фоновой обработки или преселективного отбора. Например, получение листинга заявок на обслуживание из базы данных напрямую, минуя интерфейс и настройку фильтра с нажатием ряда кнопок. Для этого достаточно снабдить робота наименованием БД (в том числе ее IP-адреса), учетной записью для подключения и, собственно, запросом, который выдает результирующие заявки. Такой подход позволяет не «учить» робота целому множеству действий — его отладка может значительно сократиться.

Есть другой пример — RPA-платформа UiPath включает целый пакет активностей по взаимодействию с Microsoft Excel.

Согласитесь, гораздо удобней в одно действие робота запустить описанный макрос, пронумеровать-покрасить необходимые ячейки или добавить табличку к уже существующей, не роботизируя это вручную. Для процессов, где такого рода действий несколько тысяч итераций, роботизация — настоящее спасение.

Робот — швейцарский нож

Приведенные методы такого комбинированного взаимодействия с программным окружением хорошо зарекомендовали себя на практике и показывают отличный прирост скорости самого роботизированного процесса, а не только разработки. RPA-платформы динамично развиваются, и разработчики ПО наращивают функционал роботов, делая их универсальными, как швейцарские ножи.

Максимальную выгоду от внедрения проекта по роботизации дает совокупный подход, который включает в себя не только программирование робота на каждое действие, но и возможность взаимодействовать с окружением через интеграционные механизмы. Он же сделает процесс разработки максимально быстрым и эффективным.

Наверх