При решении задач организации пассажиропотоков, таких как расположение мест обслуживания и терминалов, мест выдачи багажа и расстановки линий осмотра, в моделировании необходимо учитывать колебание количества поступающих пассажиров.
На частоту появления пассажиров могут влиять такие факторы как расписание прибытия поездов, расписание вылетов самолетов или время суток.
Помимо частоты прибытия, в AnyLogic и anyLogistix возможны сценарии роста числа пассажиров в помещениях в случае задержки рейсов или возникновение других критичных ситуаций.
Для проведения исследований на предмет поиска оптимальной организации пассажиропотоков в аэропортах, железнодорожных вокзалах или станциях метро, необходим инструмент моделирования, способный показать движение потоков в динамике, учитывающий при этом неоднозначность поведения каждого человека в моделях AnyLogic и anyLogistix.
Основные проблемы при поиске оптимальной схемы движения пассажиропотока:
• каждый человек ведет себя особенно, выбирает уникальную траекторию движения;
• необходимо учитывать статистическую информацию о времени обслуживания кассирами в зависимости от вида обслуживания, частоте прибытия пассажиров в разрезе времени и т.д.;
• влияние плотности потока на скорость движения каждого человека;
• необходимо учитывать влияние расписания рейсов, поездов, электричек и других транспортных средств на скопление пассажиров;
• деление потоков в процессе движения с учетом разных траекторий и скоростей движения.
Возможности пешеходной библиотеки в AnyLogic и anyLogistix:
• отрисовка стен и других преград, влияющих на направление движения;
• создание многоэтажных объектов с лестничными пролетами и эскалаторами;
• установка частоты поступления пешеходов с учетом изменения интенсивности во времени или при возникновении определенных событий (расписание рейсов, расписание работы метро и др.);
• установка скорости, направлений движения, расположение касс, терминалов и время обслуживания, расположение очередей.
Эффект от использования имитационного моделирования в AnyLogic и anyLogistix:
• тестирование сценариев распределения потоков движения (к стойке регистрации, месту выдачи багажа, залу ожидания) поможет выявить места скопления людей;
• тепловая карта плотности потока визуально покажет высоконагруженные трафиком места;
• проведение экспериментов с изменением количества касс, площадей зон ожидания или выдачи багажа поможет определить их оптимальные значения;
• отработка сценариев эвакуации в случае срабатывания пожарной сигнализации в помещении поможет определить оптимальное расположение эвакуационных выходов.
Разработка имитационных моделей в AnyLogic и anyLogistix для оптимизации пассажиропотоков таких крупных объектов как аэропорты или транспортно-пересадочные узлы позволяет найти узкие места проекта до его реализации, когда еще есть возможность переписать сценарий пассажиропотока.