Консолидация отчетности в «1С:Управление Холдингом» и «1С:ERP»: идеальная архитектура холдинга, включающего производственные предприятия

  • Дата публикации: 08.02.2019

Старший консультант NFP Анна Шадрина рассказывает о составлении консолидированной финансовой отчетности для холдингов с разветвленной организационной структурой

Для холдингов с разветвленной организационной структурой, включающей дочерние и/или зависимые компании, существует потребность в составлении консолидированной финансовой отчетности, где группа организационных единиц рассматривается как единое целое. При составлении такой отчетности необходимо произвести ряд консолидационных поправок:

— сверка внутригрупповых оборотов;
— исключение внутригрупповых оборотов (ВГО):

  • дебиторская задолженность одной компании перед другой исключается с кредиторской задолженностью;
  • происходит элиминация инвестиций и уставного капитала – остается уставный капитал на уровне материнской компании;
  • элиминация доходов и расходов.

«1С: Управление Холдингом» представляет собой комплексное решение для автоматизации бизнес-процессов управляющих компаний-холдингов. Данное решение является развитием программного продукта «1С:Консолидация» и содержит как функциональность для консолидации и управленческого финансового учета, так и функциональность по ведению бухгалтерского/налогового учета и формированию/сдачи регламентированной отчетности.

В отличии от «1С:Консолидация» в «1С:Управление Холдингом» поддерживается транзакционная модель консолидации.

В этой части продукт «1С:ERP Управление предприятием» (исходя из его ключевого предназначения) сильно проигрывает продуктам, которые изначально для этого создавались или унаследовали этот функционал. Функционала, позволяющего проводить консолидацию, делать элиминационные и консолидационные корректировки, производить сверки ВГО по различным периметрам консолидации в «1С:ERP Управление предприятием» не предусмотрено.

Инструменты ВГО в «1С:Управление Холдингом»:

  • Механизм ввода данных по ВГО, базирующийся на механизмах Видов отчетов и Экземпляров отчетов;
  • Шаблон сверки, настраивающий уровень детализации сопоставления ВГО;
  • Отчеты по сверке;
  • Портал сверки ВГО, в рамках которого может быть идентифицировано расхождение и организовано обсуждение и согласование расхождений ВГО между специалистами (бухгалтерами) дочерних/зависимых обществ.

Ввод ВГО в систему осуществляется посредством документов «Экземпляры отчетов». Для этих целей потребуется настроить соответствующие Виды отчетов. Виды отчетов настраиваются отдельно для остатков и отдельно для оборотов.

Существует возможность автоматического регулирования расхождений. Определяется порог существенности (материальности) расхождений. В случае его наступления – указывается способ автоматического урегулирования. Поддерживается несколько стратегий:

  • По кредитору – как наиболее пессимистическая стратегия;
  • По максимальному / по минимальному значению – математическая стратегия;
  • По рейтингу компаний – по классификации дочерних/зависимых обществ как надежные / ненадежные.

В реквизите «Причина расхождения для автоурегулирования»  задается шаблон генерации автоматической проводки.

В Подсистеме МСФО определены следующие отчеты:

  • Акт сверки ВГО
    Назначение: позволяет анализировать данные сверки по паре Организация – Контрагент в разрезе аналитики сверки. Удобно для работы пользователям, ответственным за ввод ВГО и урегулирование расхождений (бухгалтера)
  • Ход сверки ВГО
    Назначение: во многом похож на отчет Акт сверки ВГО — другой подход к группировке аналитик.
  • Шахматка сверки ВГО
    Для интерактивного взаимодействия пользователей (бухгалтеров и координатора сверки ВГО) предназначен инструмент – Портал сверки ВГО.

Завершив ввод и сверку данных ВГО, можно приступить к генерации операций по их элиминации.

Генерация проводок элиминации производится автоматически посредством нажатия кнопки «Заполнить проводки».

После завершения ввода данных, сохранения и проведения, формируется документ «Трансформационная корректировка», который вносит данные в АОСВ МСФО по Элиминирующей компании.

Элиминация инвестиций и капитала:

В прикладном решении реализованы следующие методы консолидации:

  • Консолидация дочерних предприятий методом приобретения;
  • Учет ассоциированных и совместных предприятий (АП/ СП) методом долевого участия (МДУ).

В системе автоматизирован следующий функционал:

  • Параллельный учет инвестиций, что позволяет хранить информацию о поступлениях, выбытиях, частичных выбытиях и докупках долей;
  • Расчет эффективных долей владения для компании, у которых имеются доли владения в компаниях не только напрямую, но и через другие дочерние компании (косвенное владение);
  • Расчет Гудвилла- неконтролирующей доли, элиминация инвестиций в дочерние предприятия и их частичных выбытий-приобретений долей, доля в финансовом результате ассоциированных и совместных предприятий.

После формирования и проверки Аналитической оборотно-сальдовой ведомости (АОСВ)  МСФО на индивидуальном уровне компаний, по элиминации ВГО и элиминации инвестиций против капитала, может быть создана единая АОСВ МСФО Группы. Для этого создается экземпляр отчета АОСВ МСФО, в котором выбирается способ заполнения данных – Консолидировать периметр. Этот шаг является завершающим шагом консолидации в «1С:Управление Холдингом».

Поскольку в «1С:ERP Управление предприятием» не реализован блок консолидации, идеальной архитектурой для производственного холдинга является следующая:

На отдельных предприятиях «1С:ERP Управление предприятием» будет позволять управлять производством, оптимизацией планирования, включая мониторинг и анализ показателей деятельности, расчет себестоимости и блок управления затратами, CRM и управление закупками, а так же регламентированный учет. Возможна бесшовная интеграция с «1С:Документооборот», в которой будет происходить управление документами, мероприятиями и управление процессами. «1С:Управление Холдингом» будет консолидировать учетные данные, производить управление эффективностью холдинга.