- Главная
- Инструкция 1С
- Формирование новых стандартов на процесс ДОУ
Формирование новых стандартов на процесс ДОУ
- Дата публикации: 27.12.2018
Консультант NFP Надежда Артонкина разбирает формирование новых стандартов на процесс документационного обеспечения управления.
Предлагаем рассмотреть процессный метод по управлению документооборотом. В статье мы разберем комплексный подход к процессам по подготовке документационного оборота, приняв во внимание требования Международной организации по стандартизации (далее – ISO). Представленная организация ISO занимается выпуском стандартов в различных областях деятельности.
Вместе с тем, рассмотрим примеры существующих стандартов на процесс работы с договорными документами.
Внедрение процессного подхода по управлению ДОУ в организации приведет к возможности получения должных сертификатов и, как следствию, повышению статуса компании. Главным инструментом для упрощения процессами управления документооборотом является «1С: Документооборот 8».
Кроме того, процессный метод поспособствует расширению возможностей для развития компании с вероятностью выйти на международный уровень. Но для эффективного создания систем управления документооборотом, важно контролировать качество внедрения на каждом этапе и принимать во внимание возможность внесения изменений в стандарты сертификации.
Стандарты процессов управления качеством и управления менеджментом были разработаны в 2000 году и неоднократно актуализировались.
В России принято два основных стандарта ISO серии 9000:
- ГОСТ ISO 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.»
- ГОСТ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования»
Сведения о внесенных изменениях в действующие стандарты печатаются в ежегодном информационном издании «Национальные стандарты», а изменения в текстах и поправки – в ежемесячном издании.
Представленные ГОСТы ISO были актуализированы в июне 2018 года. Сегодня допустимо ссылаться на ГОСТы, принятые в 2015 году. Это связано с предусмотренным трехлетнем сроком при переходе на использование новых стандартов.
Структурирование документооборота менеджмента качества.
Ведение документооборота в компании — это один из важнейших аспектов для эффективной и качественной деятельности всей организации.
Опираясь на имеющийся ГОСТ «Системы менеджмента качества» (далее СМК) ISO 9001, в компании необходимо постоянно проверять нововведения в ISO и применять актуальные данные в документообороте и СМК. Таким образом компания будет поддерживать свой статус надежного партнера для своих клиентов за счет сертификации системы менеджмента. Но помимо введения периодических изменений в ГОСТе, стандарт также имеет комплекс документации для СМК, не требующий изменений. Зафиксированный комплекс включает в себя две части: постоянную и переменную.
Постоянная часть документации СМК, в свою очередь, делится на три уровня:
- Первый уровень — это документально зафиксированные цели, политика и области качества;
- Второй уровень — руководство по качеству;
- Третий уровень – Документально оформленные мероприятия и записи, прописанные в ГОСТ ISO 9001.
Переменная часть документации, включающая в себя записи компании, позволяет эффективно планировать, управлять и реализовывать деятельность компании.
Разберем термины «запись» и «документы», применяемые в ДОУ.
По международным стандартам ГОСТа ISO 9001-2015 термины «документ» и «запись» разделяются, но в российских компаниях понятие «запись» практически не используется. В терминологии представленного ГОСТа оба понятия были объединены.
Документ – это закрепленный в письменном виде носитель информации, созданный и охраняемый организацией, либо физическим лицом с целью возможности доказать или подтвердить текущую деятельность или юридические обязательства.
По определению термина «запись», приведенного в ГОСте ISO 9000-2015, мы можем зафиксировать данное понятие как «регистрация результата». Это может быть журнал регистрации, протокол совещаний, лист рассылки и пр. В данных документах отражен результат действий компании или физического лица.
Фиксирование процессов документационного обеспечения управления (ДОУ).
Ведение документооборота должно подчиняться стандартизации. При этом уровни описания процессов могут различаться в зависимости от следующих обстоятельств:
- Размеры бизнеса и виды его деятельности
- Трудности протекания процессов в бизнесе
- Уровень грамотности персонала
Документацию процессов ДОУ компании необходимо проводить поэтапно. При этом важно не забывать учитывать положения ISO 9001-2015
Рассмотрим каждый этап в отдельности, в качестве ступеней:
Первая ступень: политика организации в области повышения качества. На данном этапе производится описание целей компании и способов реализации процессов ДОУ
Вторая ступень: концепция процессов ДОУ. Ведение документооборота – это трудоемкий и достаточно сложный процесс. Поэтому более результативно данные процессы регламентировать несколькими документами. При этом в различных компаниях регламентация процессов ДОУ носит индивидуальный характер структурирования.
Но несмотря на это, имеются стандартные процессы, существующие в большинстве организаций:
- Обработка входящей и исходящей документации,
- Использование факсимиле и печатей,
- Использование служебных записок.
- Архивирование документации для хранения
- Использование организационно-распорядительной документации
- Использование стандартных договоров
- Документооборот по контролю исполнения поручений.
Все предложенные и возможные процессы документооборота регламентируются специальным положением с описанием целей, рисков, внутренних процессов и т.п., при построении организации управления документами.
Структурировать положения можно следующим образом:
- Сфера деятельности
- Формулировки, обозначения, термины
- Разработка процессов
- Краткая информация о процессе
- Цели процессов
- Возможные риски
- Описание проекта процесса
Третья ступень: стандартизация предпроцессов и процессов организации управления документооборотом. На этом этапе необходимо четкое описание всех шагов по процессам, указанных в положениях.
Четвертая ступень: разработка методических документов. Данный этап важен для описания регламентов внутренних процессов формирования ДОУ. В методические документы будут включаться указания, установки, распоряжения, как дополнения к существующим описаниям процессам методических рекомендаций.
Пятая ступень: использование стандартных шаблонов. Мы выделили данный этап отдельным шагом для удобства управления. В иерархической схеме данный этап не изображён.
Надежда Артонкина
Консультант NFP
- Рубрика: Инструкция 1С, Полезные материалы